Подшипники для самокатов

Из спортинвентаря для детей самокаты и электросамокаты незаметно превратились во вполне взрослое и удобное средство передвижения в больших городах. Дешевизна, компактность, безопасность, маневренность, простота управления, нетребовательность к спортивной подготовке – все эти характеристики делают самокаты привлекательным видом индивидуального транспорта для городских жителей самых разных возрастов и социального положения. Во многих российских городах вслед за сервисами аренды автомобилей, скутеров и велосипедов появилась и аренда электросамокатов, особо востребованная туристами.

Эксплуатационные характеристики самокатов во многом определяются подшипниками, которые работают в колесах и рулевой колонке. По отзывам представителей мастерских, занимающихся обслуживанием самокатов, наиболее частые поломки - это заедание или разрушение подшипников в колесе, а также коррозия или поломка подшипников в рулевой колонке.

Подшипники для колес

Типичный диаметр колес самоката - от 100 до 270 мм. Причем трюковые самокаты, предназначенные для прыжков и катания в скейт-парках и на рампах, оборудованы колёсами диаметром не более 125 мм, тогда как в моделях для скоростного катания применяются колеса большого диаметра – вплоть до велосипедных (так называемые футбайки).

В передние и задние колеса самокатов устанавливаются парные промышленные подшипники, как правило, с металлическими полимерными уплотнениями для защиты от влаги и грязи. В условиях интенсивного использования самоката подшипники, как и сами колеса, становятся практически расходным материалом. По словам специалистов ремонтных служб, понять, что есть проблемы с подшипником колеса, можно по одному из следующих признаков: затрудненное вращение, шум и скрежет при вращении, а также вихляние (биение) колеса на оси.

Для удобства пользователей колеса малого диаметра (для трюковых самокатов) зачастую продаются с предустановленными подшипниками. Впрочем, даже если подшипники и колеса поставляются раздельно, замена, как правило, не составляет труда и не требует специальных навыков или инструментов.

Подшипники всегда рекомендуется менять парами – даже если их строя вышел только один из них. Если речь идет о китайских самокатах малоизвестных брендов, то у них могут быть изначально установлены дешевые низкокачественные подшипники, которых хватает только на первый сезон катания. Для любителей скоростной езды есть смысл установить подшипники авторитетных мировых производителей SKF, NSK, Koyo и т.д. Такие подшипники выдерживают более значительные нагрузки, меньше нагреваются и могут вращаться с более высокими скоростями. В самокаты известного производителя Weelz ставятся высококачественные японские подшипники NSK.

В переднем мотоколесе электросамокатов, как правило, работают такие же подшипники, как и в обычных колесах. Так, в популярной модели электросамоката Xiaomi Mijia Electric Scooter M365 используются подшипники 6001-2RS (российское обозначение 180101) с диаметром отверстия 12 мм, наружным диаметром 28 мм и шириной 8 мм.

Также бывает, что на переднем и заднем колесе подшипники разного размера, например, передний  - 6002 RS (наружный диаметр 32 мм), задний подшипник - 6001 2RS (28 мм).

Стоит упомянуть об одном недоразумении, связанном с самокатами. Нередко обозначение ABEC воспринимается обывателем как название популярного бренда подшипников. Но это лишь американский стандарт точности American Bearing Engineering Committee, разработанный для прецизионных подшипников. По данной классификации класс точности отображается в цифрах – 1, 3, 5, 7, 9. Чем выше число, тем более качественно обработан подшипник и тем более высокую скорость могут развивать колеса с такими комплектующими. Однако с ростом класса точности увеличивается и хрупкость подшипников, поэтому для трюкового катания «лучше использовать «медленные» подшипники класса ABEC 1, 3, 5, а ABEC 7 и 9 оставить для скоростных моделей для катания по улицам.

Подшипники рулевой колонки

Конструкция рулевой колонки самоката, ответственная за управление передним колесом, аналогична строению этого узла велосипеда. Чтобы противостоять  ударным и вибрационным нагрузкам и свободно поворачиваться в рулевом стакане, конструкция колонки включает верхнюю и нижнюю чашки с подшипниками, упорными кольцами, пыльниками и якорем. В дешевых моделях используются разъемные резьбовые колонки, где обычно можно найти сепарированные шариковые подшипники диаметром 25.4 мм или 32 мм без внешнего и внутреннего колец. Шарики в них удерживаются сепаратором особой формы. В дорогих и трюковых самокатах используется интегрированная колонка, где промышленные подшипники в заводских условиях впечатаны в стакан рамы и не могут быть заменены в домашних условиях.

Характерными признаками проблем с подшипниками в рулевой колонке являются пощелкивание или скрежет. В простейшем случае необходима разборка, прочистка и смазка. В запущенных случаях речь идет о замене подшипников.

Стоит ли выбирать фирменные подшипники?

Подшипники для колес и прочие комплектующие с фирменными лейблами и в дизайнерской упаковке выпускаются многими производителями самокатов и электросамокатов. Среди известных брендов можно назвать Razor, Tilt, Ethic, Apex, Root Industries, Proto, Grunt , District и т.п. Как правило, такие фирменные подшипники изготавливаются по контракту специализированными производителями подшипников – в зависимости от ценового диапазона, от китайских никому не известных заводов до предприятий известных брендов SKF, NTN-SNR, Koyo и т.п.

Конечно, фирменные подшипники предпочтительны – особенно если речь идет о дорогом самокате на гарантии. К сожалению, далеко не во всех российских регионах их можно приобрести, да и цены на них в разы дороже нефирменных аналогов.

Специалисты компании «Подшипник.ру» напоминают, что качественные и надежные подшипники 6001 или 6002 с металлическими (ZZ) или резиновыми (RS) уплотнениями от известных мировых брендов Timken, NSK, NTN-SNR, Koyo, Dinroll можно приобрести в любом из офисов продаж «Подшипник.ру».

Будьте в курсе!
Подпишитесь на рассылку и узнавайте о новинках
и специальных предложениях первыми