Подшипники для строительного электроинструмента

Подшипники для строительного электроинструмента
Ни одно строительство, ремонт или благоустройство сейчас не обходится без применения целого арсенала ручных электроинструментов. Они предназначены для ускорения и облегчения работы с разными отделочными и конструкционными материалами – от древесины и гипсокартона до натурального камня, кирпича, бетона и металлов (стали, жести, алюминия, меди).

При интенсивном использовании строительный электроинструмент подвергается воздействию цементной и металлической пыли, деревянной стружки и прочих абразивных и загрязняющих веществ, которые многократно ускоряют износ многих движущихся деталей и компонентов, в том числе, подшипников. В итоге именно подшипники входят в тройку самых часто выходящих из строя узлов электроинструмента! Причем они относятся к тем критическим узлам, неисправность которых приводит к выходу из строя всего инструмента. Наиболее частыми причинами неисправностей являются физический износ элементов и поверхностей качения, а также заклинивание или разрушение подшипников.

Попробуем разобраться, где именно в электроинструментах работают подшипники, и что с ними делать в случае их выхода из строя.

Какие существуют электроинструменты и где там подшипники?

Разнообразие ручных электроинструментов, используемых в строительстве и ремонте, включает следующие группы:

  • шуруповерты, дрели и перфораторы;
  • штроборезы и угловые шлифовальные машины;
  • электролобзики, электрорубанки и сабельные пилы;
  • осциллирующие инструменты, МФИ и реноваторы.

К ним стоит добавить разнообразные портативные станки для резки и других видов обработки древесины, гипсокартона, кирпича, камня и прочих строительных материалов.

Во всех типах электроинструмента и станков с электрическим приводом, как несложно догадаться, используется тот или иной вид электропривода. В бюджетных моделях это классические коллекторные электродвигатели, в профессиональных дорогих моделях - бесколлекторные (бесщеточные) электродвигатели.

В обоих типах электродвигателей задействовано два подшипника якоря (вращающейся части электродвигателя). Как правило, в этом качестве используются радиальные шарикоподшипники самых популярных серий 6xx или 6xxx.

Состояние подшипников якоря двигателя во многом определяет срок службы всего инструмента. Высокий износ данных подшипников приводит к ряду негативных последствий: перегреву электромотора, повышенному шуму, вибрации и прочим проявлениям повышенного люфта. В запущенных случаях якорь двигателя, вращающийся на высокой скорости, начинает задевать неподвижный статор, что грозит серьезной поломкой электродвигателя, которая потребует его замены.

В осциллирующих инструментах преобразование вращения вала в колебания с небольшой амплитудой (2-3 градуса) происходит благодаря использованию эксцентриковых подшипников.

Для снижения оборотов во многих типах инструментов используются редукторы, в которых, как правило, задействованы игольчатые подшипники. В частности, производители их устанавливают на выходном валу редуктора.

В дрелях, шуруповертах и перфораторах важнейшим узлом является шпиндель для крепления головок, в которых устанавливается сверлильный инструмент. Вращение патрона обеспечивают два шарикоподшипника. Именно на них приходится самая большая нагрузка в процессе работы, включая вибрацию, нагрев, попадание стружки или твердых частиц. Поэтому они нуждаются в периодическом осмотре и техническом обслуживании, включающем снятие, промывку и замену смазки.

Как ремонтировать?

Характерные признаки выхода подшипников из строя – это увеличение вибрации электроинструмента, нехарактерный шум (скрежет), появление сильного люфта, например, при выходе из строя подшипников шпинделя. Также это может быть перегрев подшипника, из-за чего смазка начинает гореть и дымиться. При появлении этих признаков, скорее всего, речь идет о замене подшипника. Нужно учитывать, что парные подшипники якоря двигателя и шпинделя должны заменяться только парой, чтобы они имели одинаковый уровень износа и одинаковый люфт.

На специализированных сайтах и форумах, посвященных ручному электроинструменту, можно найти советы и даже подробные инструкции по разборке и ремонту самых популярных моделей.

Наибольшую проблему представляет демонтаж подшипников, которые, как правило, ставятся на валы с натягом. В таком случае рациональнее всего воспользоваться специальными механическими или гидравлическими съемниками, обеспечивающими правильный захват и правильное приложение усилия.

К сожалению, многие производители намеренно конструируют электроинструменты неремонтопригодными. Как правило, это свойственно бюджетным любительским моделям, которые не предназначены для тяжелой непрерывной работы в течение всего рабочего дня. Например, опорные подшипники могут быть впрессованы в пластиковый корпус или залиты герметизирующим составом (компаундом). Профессиональные модели также делают с ограниченными возможностями для ремонта. К примеру, используется модульная схема – например, редукторы для многих профессиональных перфораторов и других типов электроинструментов делаются неразборными и заменяются целиком.

Для дешевых моделей для любительского применения чаще всего ремонт с заменой компонентов не имеет экономического смысла. Однако если речь идет о дорогостоящем профессиональном инструменте, который эксплуатируется в строительной компании или сдается в аренду, то владельцам выгоднее отремонтировать его, чем покупать новый, особенно если причиной выхода из строя является поломка всего одного подшипника.

Нет мукам выбора!

Поиск подходящих радиальных шариковых подшипников и игольчатых подшипников не составляет труда, так они представлены в продуктовых линейках большинства крупнейших мировых брендов таких как Timken, NSK, NTN-SNR, SKF, а также в линейках множества мелких производителей разного уровня.

Эксперты компании «Подшипник.ру» считают, что безымянные китайские подшипники, несмотря на свою дешевизну – крайне плохой выбор для ремонта профессионального строительного электроинструмента. Нестабильное качество, малая точность изготовления, использование неподходящих материалов и сплавов с малым сроком службы – всё это в конечном итоге приводит к выходу подшипника из строя и необходимости повторной замены или даже более серьезному ремонту. Поэтому лучше выбирать подшипники ведущих производителей, срок службы которых окажется в несколько раз больше.

Консультанты центрального офиса и региональных филиалов «Подшипник.ру» всегда готовы подобрать подходящие радиальные шарикоподшипники, игольчатые подшипники и прочие типы подшипников для конкретных моделей электроинструмента и строительного оборудования. Как правило, для правильного подбора достаточно названия модели дрели, перфоратора или реноватора, либо указания размеров и типа самого подшипника (диаметр внутреннего отверстия, внешний диаметр, ширина подшипника, а также наличие и тип уплотнений).

Поскольку подшипники, используемые в электроинструменте, относятся к числу самых востребованных, обычно
они есть в наличии на складе. Так что специалисты Подшипник.ру предлагают на
выбор подходящий подшипник от Timken, NSK, NTN-SNR, а также их бюджетные аналоги от молодого международного бренда Dinroll.

Будьте в курсе!
Подпишитесь на рассылку и узнавайте о новинках
и специальных предложениях первыми